
В избранноеЭтот материал будет полезен нашим читателям, которые хотят знать, как повлияет ужесточение регулирования ЦБ на следующие аспекты:
С 1 июля 2025 года Банк России планомерно ужесточает требования к показателю долговой нагрузки заемщика и макропруденциальным лимитам. Причины для беспокойства очевидны: к середине года просрочка по кредитам физлиц (включая потребительские кредиты и карты) достигла около 1,5 трлн рублей, что на 400 млрд больше, чем в прошлом году, а доля проблемных ссуд приблизилась к 5,5-5,7% розничного портфеля (максимум за несколько лет).
Ужесточая требования к заемщикам и банкам, государство стремится не допустить массовых дефолтов заемщиков и снизить системные риски. Подробнее о том, как ужесточение повлияет на экономику и жизнь обычных граждан, рассказали эксперты финансового сектора специально для Bankiros.ru.
К чему уже привело ужесточение ЦБ?
По словам генерального директора АО «НПФ «Социум» Оксаны Ивановой, ужесточение уже привело к перетоку закредитованных заемщиков из банков в микрофинансовые организации:
«Граждане, увязшие в долгах перед банками, еще больше усугубляют свою ситуацию, обращаясь в МФО (где требования ниже, а ставки – выше)».
Чем дальше, тем строже банки будут относиться к потенциальным заемщикам, количество отказов в выдаче кредитов будет только расти, сообщила Иванова.
Иванова отметила, что людям с высокой долговой нагрузкой будет еще сложнее «перезанять», и количество дефолтов по уже выданным кредитам, скорее всего, будет только возрастать:
«Также можно ожидать роста количества заявок заемщиков на реструктуризацию долгов и спроса на услуги юристов по банкротству».
Это – неизбежный краткосрочный эффект, в среднесрочной перспективе такие меры должны снизить системную нагрузку и стабилизировать рынок кредитования, отметила Иванова.
Как ужесточение ЦБ повлияет на ставки по кредитам?
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Мелитопольского государственного университета Mупегну Нзусси Кевин Грас заявил, что прямого и моментального снижения ставок ужесточение не принесет:
«Более того, в краткосрочной перспективе оно может стать фактором их сохранения на высоком уровне или даже умеренного роста по ряду причин».
Повышение нормативов резервирования (например, по необеспеченным потребкредитам) и требования к капиталу (буферы) означают, что банк должен держать больше «связанных» денег под каждый выданный рубль кредита, отметил Мупегну Нзусси:
«Это повышает издержки, которые могут частично переноситься на заемщиков».
По словам Мупегну Нзусси, жесткие требования к проверке платежеспособности (ПДН, оценка долговой нагрузки) автоматически отсекают наиболее рискованных заемщиков, по которым банки традиционно компенсируют риск высокой ставкой:
«Чтобы сохранить маржинальность, банки могут пересмотреть ставки вверх и для менее рискованных клиентов».
Для «идеальных» заемщиков с официальными доходами и низким ПДН они могут даже снижаться на фоне конкуренции, а для остальных — оставаться крайне высокими, итоговый средний показатель может несущественно меняться, отметил спикер.
Таким образом, цель регулятора — не снизить ставки здесь и сейчас, а сделать их обоснованными с точки зрения риска, заявил Мупегну Нзусси:
«В долгосрочной перспективе это должно привести к более здоровой и предсказуемой стоимости кредита, но путь к этому лежит через период “настройки” системы».
Почему всплеск просроченной задолженности ведет к снижению долгового кризиса?
Жесткие требования к оценке долговой нагрузки (ПДН) призваны не допускать к новым кредитам тех, кто уже находится на грани неплатежеспособности – это обрубает «долговую пирамиду», когда новый кредит берется для обслуживания старых:
«В результате латентные проблемы с платежеспособностью становятся видимыми быстрее – люди, лишенные доступа к рефинансированию, не смогут обслуживать старые долги».
Это может привести к всплеску просроченной задолженности (ПДЗ) в ближайшие кварталы, что уже наблюдается в сегменте потребительского кредитования, сообил Мупегну Нзусси.
«Регуляторная политика направлена на принудительное «похудение» кредитного портфеля домохозяйств до приемлемого уровня, в теории, через 1-2 года приведет к формированию более устойчивой базы заемщиков и постепенному снижению уровня проблемной задолженности в системе», – отметил эксперт.
Население de facto принуждается к более финансово дисциплинированной модели поведения, заявил спикер.
Как ужесточение ЦБ повлияет на новые льготные продукты (ипотека под 0%)
Программа госсубсидирования ипотеки концентрирует огромный объем однородных рисков (длинные рублевые ипотечные кредиты) на балансах банков, заявил Мупегну Нзусси:
«При потенциальном шоке на рынке недвижимости или росте безработицы это создает системную уязвимость».
Ужесточение регулирования в других сегментах (потребкредит) косвенно является ответом на этот риск: ЦБ стремится укрепить капитализацию банков, чтобы создать буфер на случай проблем в ипотеке, отметил спикер.
Банки, вынужденные выполнять общие нормативы по ПДН и резервам, будут с еще большей скрупулезностью подходить к оценке заемщиков даже по льготной программе, сообщил эксперт:
«Это может привести к отказу в кредите семьям с неофициальными доходами, сложной кредитной историей или высокими существующими обязательствами: доступ к продукту сузится, но станет менее рискованным».
Не исключено, что в будущем ЦБ введет специальные макропруденциальные надбавки или ограничения по льготным программам, если сочтет их риски чрезмерными для финансовой стабильности.
Ужесточение регулирования ЦБ — это сценарий управляемого охлаждения «перегретого» рынка кредитования, население столкнется с:
Конечная цель — построение менее волатильной и более предсказуемой финансовой системы, где кредитный рост будет опираться на реальные доходы, а не на рефинансирование старых долгов, заявил Мупегну Нзусси:
«Плата за эту стабильность — период адаптации с ограниченной доступностью заемных средств и выявлением скрытых долговых проблем».