
В избранноеЭтот материал будет полезен нашим читателям, которые хотят узнать, как изменилась выдача микрозаймов в третьем квартале 2025 года.
Рынок МФО в третьем квартале 2025 года продолжил охлаждаться. Основное давление на него продолжают оказывать жесткие лимиты. Именно они стали одной из причин сокращения объемов выдач потребительских займов, а также снижения активности в сегменте микрофинансирования бизнеса. Об этом стало известно из «Обзора ЦБ ключевых показателей микрофинансовых институтов за III квартал 2025 года».
По итогам третьего квартала портфель займов МФО, отражающий задолженность по основному долгу, увеличился до 757 млрд рублей. За квартал рост составил лишь 2%, а в годовом выражении – 38%. Такой темп стал самым низким с первого квартала 2023 года и подтвердил постепенное охлаждение рынка.
При этом объем предоставленных микрозаймов в третьем квартале снизился до 506 млрд рублей. За три месяца падение составило 5%, но в годовом выражении рынок продолжил демонстрировать рост на 32%.
По данным ЦБ, это уже второе квартальное снижение выдач в 2025 году. Если в первом квартале спад был связан в основном с сезонным замедлением предпринимательского финансирования, то в третьем квартале сокращение затронуло и потребительские займы.
Самые популярные займы
В условиях действия жестких ограничений почти две трети всех займов пришлись на сегмент среднесрочных потребительских микрозаймов. Такие продукты популярны среди россиян, активно пользующихся маркетплейсами. На этом фоне лидирующие позиции по объему таких выдач заняли кэптивные МФО.
Краткосрочные займы на сумму до 30 тысяч рублей и сроком до 30 дней в основном предоставляют независимые МФО. Доля этого сегмента в третьем квартале выросла до 20% против 19% во втором. Для сравнения, год назад она составляла 25%.
Онлайн-займы против офлайн
Разница между онлайн- и офлайн-займами постепенно сокращается. Средняя сумма в сегменте среднесрочных потребительских микрозаймов составляет примерно 29,9 тысячи рублей в офлайне и 30,3 тысячи рублей в онлайне. ЦБ отметил, что такая динамика свидетельствует о растущем потенциале цифровых каналов для МФО.