
В избранноеЭтот материал будет полезен нашим читателям, которые хотят узнать, что нужно сделать самозанятому, чтобы начать получать выплаты по временной нетрудоспособности.
С 2026 года няни, репетиторы, сиделки, различные мастера и другие самозанятые россияне смогут оформить оплачиваемый больничный. Соответствующий законопроект одобрила Госдума. Что для этого необходимо сделать, рассказала «Российская газета».
Что известно о новой системе
С 1 января 2026 года стартует пилотный проект, который продлится до конца 2028 года. Он создан для поддержки самозанятых в тех ситуациях, когда из-за болезни они временно лишаются возможности работать и получать доход.
Чтобы присоединиться к программе, нужно подать заявление в территориальное отделение страховщика до 30 сентября 2027 года.
Как напомнил замглавы Минтруда Андрей Пудов, сегодня самозанятые не имеют права на больничные, поскольку за них не начисляются страховые взносы.
Кого коснется нововведение
В России около 15 млн самозанятых. Все они смогут добровольно участвовать в пилотном проекте. После оформления страховки они смогут получать больничные выплаты через полгода. Размер компенсации будет зависеть от выбранного тарифа:
- 35 тысяч рублей – при взносах 1,3 тысячи рублей в месяц;
- 50 тысяч рублей – при взносах 1,9 тысячи рублей в месяц.
Тариф можно менять раз в год. С ростом МРОТ будет увеличиваться и страховая сумма. При этом для тех, кто долго не обращается за выплатами, предусмотрены бонусы:
- скидка 10% для самозанятых, не оформлявших больничный более 18 месяцев;
- при отсутствии больничных более 24 месяцев скидка составит 30%.
Будет ли учитываться стаж
По словам члена комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Алексея Говырина, участие в эксперименте включат в страховой стаж. Это значит, что период страхования будет учитываться при расчете пособий по нетрудоспособности, беременности и родам.