Уже второй год подряд (на моей памяти) ГИМ завершает год высоким ювелирным искусством, и вновь искусство это — российского происхождения. С 17 декабря в Музее 1812 года открылся авторский проект Ильгиза Фазулзянова — «На свет из темноты».

Коротко об авторе
Ильгиз Фазулзянов, или «Ильгиз Ф.» (как бренд) — одна из ключевых фигур ювелирного мира наших дней. Читателям моих заметок он может быть памятен по обзору масштабного российского проекта «Лукоморье», а просто ценителям часов — по некоторым моделям Bovet.
Украшения Ильгиза — это всегда и открытия, и откровения, и, наверное, главной заслугой художника остается то, что он вернул ювелирному искусству, собственно, слово «искусство». Это не просто красиво, богато, дорого, роскошно, а еще и — говоря языком мемов — «сосмыслом».
За демонстрацией невероятного мастерства, никем не превзойденного, всегда стоит глубокая и оригинальная история, рассказанная очень профессиональным языком, переведенным, нередко, на Ар-Деко и Ар-Нуво. Таким вышел и новый проект — цикл бабочек — под названием «На свет из темноты».

Коротко о выставке
Выбор главной метафоры оказывается логичен для автора как с технической, так и с философской точек зрения. Безусловно, культурное объяснение бабочки — это в первую очередь душа. Бабочка для европейского восприятия является символом воз-/пере-/ да и просто -рождения.
Причем, пожалуй, образ этот «двоякий»: олицетворяет бабочка и духовный рост, или путь от земного и низменного (куколка) к высшему (бабочка). Несомненно, она же — и символ хрупкости и скоротечности жизни, ее уязвимости.
Для ювелира бабочка — это еще и способ продемонстрировать мастерство, и бабочки Ильгиза — действительно тонкие, изящные, «хрупкие» на вид, за какой бы материал он ни взялся: даже камень становится едва ли не прозрачным!

Как устроено
Выставка спроектирована оригинально: посетитель попадает в затемненное пространство с вертикальными витринами, внутри которых «слетелись» на свет выдающиеся брошки.

При этом же, данный остроумный трюк способствует лучшему погружению: мы и сами, будто мотыльки, подлетаем и прилипаем к этим светильникам, подолгу разглядывая каждую историю. А поразглядывать, конечно, есть что.




Причем, и «историей» каждый экспонат поименован не просто так: каждая бабочка действительно является метафорой и неразрывно связана с описанием-цитатой, которой сопровождается:


Важно отметить, что, разбитая на «главки», эта история ощущается цельной, но достигается это в первую очередь ювелирными средствами! А это всегда важно видеть, что мастер владеет своим художественным языком. Одной из связующих сюжетных нитей выделяется в этой канве рубиновый акцент, который присутствует во многих композициях.





Какие есть бабочки
По традиции, вступая в противоречие с собой же, нужно заметить, что эту «цельную» историю можно (а, может, нужно) поделить. И поделить ее можно по-разному: во-первых, по направлениям… Действительно отдельные экземпляры тяготеют к Ар-Деко, иные — модерн.


Конечно, делятся они и по «натуралистичности». Если некоторые изделия — буквально метафора в форме бабочки:

То в других — можно задаться целью и поискать «реальные» прототипы:

Конечно, проще всего поделить их технически: и эта выставка — демонстрация возможностей и владения любой ювелирной техникой!
Ну и, пожалуй, по степени воздействия… Хотя это, наверное, уже будет за гранью объективности.
Самые лучшие бабочки
Перелетая от светильника к светильнику, начинаешь ловить себя на мысли, что вокруг появляются любимчики. И, если говорить, о субъективных ощущениях, то, на мой взгляд, наиболее интересно решена эта композиция:

Игнорируя технику и материал, который, как видно, очень точно подобран, нужно сказать, что здесь очень ответственно передан образ мотылька, летящего на свет. Свет этот не виден глазу, он скрыт, мотылек уже прилетел к нему. А достигается этот эффект спрятанным шариком золота внутри.
Помимо того, что образ получился очень точным, получился он и вполне философским. А самое главное — не лишенным изящной, невидимой глазу, находки.


Еще одна интересная, на мой взгляд вещь, — «кружевная».

Идея кружева, легкого плетения очень символично перекликается с идеей хрупкости и уязвимости, но есть здесь, кажется, и что-то более буквальное: действительно метафора человеческой жизни. Взглянуть надо на «усики», которые идут перекрестно.
По сути, создается ощущение, что главный узор выполнен от точки до точки, не отрывая руки, единой линией… Которая, конечно, и есть линия жизни!
Что еще показывают
Уж как там чего выполнено… мы, конечно, точно не узнаем, но на выставке позволяют все же чуть-чуть заглянуть в идеи до того, как они становятся решением. Отдельный зал — это эскизы к работам.



Расположение, пожалуй, спорное, но понятное… С одной стороны хочется иметь возможность сравнить на месте: идея — реализация. С другой — нам хотят дать понять, что эскизы эти и сами по себе обладают культурной, художественной. А, может, уже и исторической ценностью.


Высокое ювелирное искусство
За стеной, после бабочек, нас ждет еще один проект — ювелирные пули. И хотя акцента на нем особенного не сделано, игнорировать его очень даже нельзя…

Именно он поясняет, почему мы считаем, что Ильгиз вернул «ювелирке» статус высокого искусства.
По сути, к ювелирным изделиям отношение не меняется: это раздел ДПИ, оценки которого сводятся, порою, к «надену — не надену». Здесь же зрителя подстерегает масштабная культурная инсталляция, которая предназначена для созерцания.
Ее нельзя примерить, ее не получится надеть: на нее надо смотреть и делать выводы о том, как в течение веков человек влияет на окружающий мир (спойлер — губительно). И такого в ювелирном деле сегодня не может позволить никто!
Если вам интересны обзоры выставок, загляните в мой ТГ-канал. Ссылка есть в подписи к публикации.