Функциональная грамотность

Вызовы современности – обеспечение глобальной конкурентоспособности

     Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»: «… вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования».
 
     Сохранение лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов PIRLS, а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования TIMSS и повышение уровня функциональной грамотности в международном исследовании PISA
 
     Российские школьники участвуют во многих международных исследованиях качества образования и успехов школьников по отдельным дисциплинам. Зачем это нужно? Во-первых, участие в международных исследованиях помогает достаточно объективно оценить уровень образования и сравнить его с другими странами. Во-вторых, если исследование проводится на международном уровне, это значит, что для оценки уровня образования используются самые современные мониторинговые технологии. И Россия может использовать этот опыт в проведении собственных исследований на федеральном и региональном уровнях.
 
     Определение функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для
решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»

 
     Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

 
Дорожная карта по обеспечению условий для формирования и развития функциональной грамотности обучающихся МАОУ СШ 3
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
Адресные рекомендации по итогам мониторинга функциональной грамотности обучающихся
Единый методический день формирование функциональной грамотности: ресурсы и механизмы
Формирование функциональной грамотности обучающихся: ресурсы и механизмы
 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
«Педсовет66» Региональная сетевая методическая служба

Читательская грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России, 2021
Математическая грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России, 2021
Естественнонаучная грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России, 2021
Методическое сопровождение процесса формирования математической грамотности в системе общего образования (Сергеева Т.Ф., Академия Минпросвещения России)
О формировании системы управления процессами достижения новых результатов функциональной грамотности в Российской Федерации (Минпросвещения России)
Основные подходы к оценке креативного мышления учащихся основной школы
Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы. Методическое пособие
Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов (2019год) по шести составляющим функциональной грамотности: читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению представлены на сайте ФГБНУ «ИСРО РАО». Материалы прошли апробацию в 24 регионах страны
Функциональная грамотность — современный вызов для образования (онлайн-конференция)
Как обеспечить конкурентоспособность российского образования?
Формирование функциональной грамотности — одна из основных задач ФГОС
Зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников?
Обновление содержания общего образования в проектах ФГОС начального и основного общего образования
Универсальные компетентности и новая грамотность (материалы НИУ ВШЭ)
Опыт Москвы по оцениванию математической грамотности школьников
• Вебинар Новые грамотности: 4К. Что реально воплотить в образовательный процесс (08.10.2020)
• Вебинар Креативное мышление. Разговор с экспертом
• Вебинар «Формирование информационной грамотности младшего школьника» (14.05.2020)
• Пресс-конференция: Всероссийский форум по функциональной грамотности (декабрь 2019г.)
Материалы Всероссийского форума экспертов по функциональной грамотности (17 декабря 2019г.)
Мастер-класс «Формирование надпрофессиональных навыков обучающихся как основа воспитания личности 21 века»
Мастер-класс «Некоторые инструменты формирования глобальной компетентности»
Мастер-класс «Формирование на уроках истории навыков коммуникации и сотрудничества с использованием сингапурских обучающих структур»
Международный методический семинар «Формирование и оценка функциональной грамотность обучающихся» (ноябрь 2019г.)
• Вебинар «Функциональная грамотность школьников. Приемы смыслового чтения» (октябрь 2019г.)
• Вебинар «Функциональная грамотность современного младшего школьника» (апрель 2019г.)
Навыки будущего Что нужно знать и уметь в новом сложном мире
Работа с учебным текстом на уроках истории и обществознания как средство формирования функциональной грамотности обучающихся
Формирование функциональной грамотности на уроках естественнонаучного цикла
Как эффективно управлять учебным процессом
Цифровые джунгли
Как научиться учиться
Социально-эмоциональное развитие детей
Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке (М.А. Пинская)
КОМПЕТЕНЦИИ 21 ВЕКА В НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики
Самостоятельность ученика как условие развития его функциональной грамотности
Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся
Функциональная грамотность младшего школьника
Памятка «Как повысить функциональную грамотность учеников»
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Финансовая грамотность
Основы финансовой грамотности учащихся 7-11 классов
Методические рекомендации для учителей начальной школы по финансовой грамотности
ИКТ-компетентность
Глобальные компетентности
Креативное мышление
Речевое развитие
Формирование языковой грамотности младшего школьника как основа успешного изучения русского языка в основной школе
НАВЫКИ XXI ВЕКА В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ: ВЗГЛЯД ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ (НИУ ВШЭ)
Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики
Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика
Функциональная грамотность как ориентир и результат качества образования