Вызовы современности – обеспечение глобальной конкурентоспособности
Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»: «… вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования».
Сохранение лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов PIRLS, а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования TIMSS и повышение уровня функциональной грамотности в международном исследовании PISA
Российские школьники участвуют во многих международных исследованиях качества образования и успехов школьников по отдельным дисциплинам. Зачем это нужно? Во-первых, участие в международных исследованиях помогает достаточно объективно оценить уровень образования и сравнить его с другими странами. Во-вторых, если исследование проводится на международном уровне, это значит, что для оценки уровня образования используются самые современные мониторинговые технологии. И Россия может использовать этот опыт в проведении собственных исследований на федеральном и региональном уровнях.
Определение функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для
решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»
Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.
Дорожная карта по обеспечению условий для формирования и развития функциональной грамотности обучающихся МАОУ СШ 3
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
Адресные рекомендации по итогам мониторинга функциональной грамотности обучающихся
Единый методический день формирование функциональной грамотности: ресурсы и механизмы
Формирование функциональной грамотности обучающихся: ресурсы и механизмы
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
«Педсовет66» Региональная сетевая методическая служба
• Читательская грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России, 2021
• Математическая грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России, 2021
• Естественнонаучная грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России, 2021
• Методическое сопровождение процесса формирования математической грамотности в системе общего образования (Сергеева Т.Ф., Академия Минпросвещения России)
• О формировании системы управления процессами достижения новых результатов функциональной грамотности в Российской Федерации (Минпросвещения России)
• Основные подходы к оценке креативного мышления учащихся основной школы
• Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы. Методическое пособие
• Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов (2019год) по шести составляющим функциональной грамотности: читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению представлены на сайте ФГБНУ «ИСРО РАО». Материалы прошли апробацию в 24 регионах страны
• Функциональная грамотность — современный вызов для образования (онлайн-конференция)
• Как обеспечить конкурентоспособность российского образования?
• Формирование функциональной грамотности — одна из основных задач ФГОС
• Зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников?
• Обновление содержания общего образования в проектах ФГОС начального и основного общего образования
• Универсальные компетентности и новая грамотность (материалы НИУ ВШЭ)
• Опыт Москвы по оцениванию математической грамотности школьников
• Вебинар Новые грамотности: 4К. Что реально воплотить в образовательный процесс (08.10.2020)
• Вебинар Креативное мышление. Разговор с экспертом
• Вебинар «Формирование информационной грамотности младшего школьника» (14.05.2020)
• Пресс-конференция: Всероссийский форум по функциональной грамотности (декабрь 2019г.)
• Материалы Всероссийского форума экспертов по функциональной грамотности (17 декабря 2019г.)
• Мастер-класс «Формирование надпрофессиональных навыков обучающихся как основа воспитания личности 21 века»
• Мастер-класс «Некоторые инструменты формирования глобальной компетентности»
• Мастер-класс «Формирование на уроках истории навыков коммуникации и сотрудничества с использованием сингапурских обучающих структур»
• Международный методический семинар «Формирование и оценка функциональной грамотность обучающихся» (ноябрь 2019г.)
• Вебинар «Функциональная грамотность школьников. Приемы смыслового чтения» (октябрь 2019г.)
• Вебинар «Функциональная грамотность современного младшего школьника» (апрель 2019г.)
• Навыки будущего Что нужно знать и уметь в новом сложном мире
• Работа с учебным текстом на уроках истории и обществознания как средство формирования функциональной грамотности обучающихся
• Формирование функциональной грамотности на уроках естественнонаучного цикла
• Как эффективно управлять учебным процессом
• Цифровые джунгли
• Как научиться учиться
• Социально-эмоциональное развитие детей
• Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке (М.А. Пинская)
• КОМПЕТЕНЦИИ 21 ВЕКА В НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
• Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики
• Самостоятельность ученика как условие развития его функциональной грамотности
• Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся
• Функциональная грамотность младшего школьника
• Памятка «Как повысить функциональную грамотность учеников»
• Читательская грамотность
• Математическая грамотность
• Естественнонаучная грамотность
• Финансовая грамотность
• Основы финансовой грамотности учащихся 7-11 классов
• Методические рекомендации для учителей начальной школы по финансовой грамотности
• ИКТ-компетентность
• Глобальные компетентности
• Креативное мышление
• Речевое развитие
• Формирование языковой грамотности младшего школьника как основа успешного изучения русского языка в основной школе
• НАВЫКИ XXI ВЕКА В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ: ВЗГЛЯД ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ (НИУ ВШЭ)
• Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики
• Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика
• Функциональная грамотность как ориентир и результат качества образования